Skip to content

Объявления

Приняв единожды присягу

Приняв единожды присягу

4 апреля 1982 года в столовой совхоза «Екимовичский» было многолюдно и весело. Причиной столь значимого события стали проводы в армию. Односельчане, руководство совхоза провожали на службу одного из лучших своих молодых трактористов – Колю Викторенкова. После наказа родителей директор совхоза Виктор Нилович Кадунин сказал проникновенную напутственную речь, вручив смущённому парню памятный подарок – наручные часы.

Проводы в армию

Для Екимовичей той поры Николай являлся значимой личностью. Ещё бы, начиная с седьмого класса и до окончания средней школы в летне-осенний период постигал он навыки помощника комбайнера и тракториста под опекой одного из самых трудолюбивых екимовичских механизаторов Николая Павловича Городничева. А когда окончил в 1981 году десятый класс, получив с аттестатом о среднем образовании права тракториста-машиниста, пришёл работать в совхоз уже самостоятельно. Дали Николаю старенький «МТЗ-50», на котором молодой парень старательно трудился до декабря.

В декабре военкомат направил Николая в Рославльский ДОСААФ для обучения водительскому делу. Эта учёба успешно закончилась в конце марта следующего года. Получение водительских прав совпало с получением призывником повестки в армию.

На следующий день, после шумных проводов, родители отвезли новобранца на призывной пункт в город Рославль. А там вместе с такими же молодыми «рекрутами» его посадили в красный «Икарус» и отправили в Смоленск. Сидя в отъезжающем автобусе, Коля видел своих родителей – молча стоявшего отца и старавшуюся улыбаться маму, которая одной рукой вытирала на глазах слёзы, а второй махала ему на прощание.

Поздно вечером группа смоленских призывников, построенная в колонну, из областного военкомата направилась к железнодорожному вокзалу. Шёл мокрый снег, стояла промозглая погода. Смоленские ребята садились в вагон поезда на Москву, а на перроне военный оркестр играл «Прощание славянки». Так для Николая Викторенкова, обычного сельского парнишки, которому только исполнилось 18 лет, открывалась новая, неизведанная страница жизни.

Курс молодого бойца

По прибытии в Москву новобранцев отвезли на аэродром, а оттуда прямым рейсом отправили в Ташкент. 9 апреля 1982 года 50 призывников из Смоленской области прибыли в учебный центр авиации в школу младших авиационных специалистов (ШМАС).

В расположении учебки будущим воинам был дан отдых до утра. Утром всех сытно покормили и на вещевом складе каждому выдали форму: шинель, куртку х/б, брюки навыпуск, носки, ботинки, солдатскую панаму. Тут же получили парадную форму одежды с сапогами и фуражкой. В этот же день новобранцы подшились, оделись в военное обмундирование, с удивлением и шутками рассматривая друг друга в необычной для себя одежде. После этого началось знакомство с местом проживания.

Молодых солдат поселили в одноэтажной казарме барачного типа, где было печное отопление. Умывальники и туалет располагались на улице. Казарма – это двухъярусные кровати по рядам, каждый ряд – взвод. У зам. командира взвода – одноярусная кровать. Замкомы были из числа срочников, которым присвоили сержантские звания. В казарме находились около ста человек. Смолян – около пятидесяти, остальные – со всего Союза. Так прошёл первый армейский день.

Но наступило следующее утро, а вместе с ним началась и настоящая служба. Каждый день в шесть утра звучала команда «подъём», после которой, пока нежарко, начинался бег на пять километров. Бег плавно переходил в активную зарядку на территории спортивного городка.

После зарядки следовало умывание, приведение себя в порядок, завтрак. До обеда проходила учёба, затем строем шли на обед под песню «Не плачь, девчонка», после чего наступал час личного времени, и снова продолжалась учёба.

Обучали молодых солдат по специальностям авиационных водителей (топливозаправщиков, комплексных дорожных машин по чистке аэродрома и т. д., зарядных устройств) и авиационных аккумуляторщиков. Вождение проходили периодически по Ташкенту и окрестностям. Наматывая круги совместно с инструктором, смотрели в оба по ходу движения. Инструкторы же всячески пытались отвлекать молодых водителей, а потом неожиданно через два-три километра спрашивали, какой знак проехали. Если кто-нибудь по невнимательности не мог вспомнить дорожный знак, инструктор приказывал остановить машину, солдат вынужден был бежать назад по жаре и смотреть, что проехал, потом таким же образом возвращаться обратно.

Каждый вечер приходилось заниматься стиркой, так как за день всё обмундирование становилось мокрым от пота и грязным. Стирались холодной водой с хозяйственным мылом. Сушилок не было – сушили прямо в казарме. К утру всё уже было сухое. Запахи по казарме витали ещё те, но к этому быстро привыкали. Вещи высыхали здесь быстро, ибо по весне температура в здешних краях держалась около 35 градусов, а летом подходила к 50.

Изнуряющие занятия были бесконечны, непривычны, тяжелы. Постоянно хотелось есть и спать. Но постепенно новобранцы стали привыкать к подобному режиму, а через месяц всё уже казалось нормальным.

Периодически Николая с сослуживцами привлекали на работы в местные совхозы. Однажды на уборке лука местные жители приготовили солдатам огромный чан плова, напекли лепёшек. Ребята напали на эти яства, мигом опустошив всю посуду. А вечером все как один от переедания оказались в медсанчасти, где им промыли желудки.

После месячного курса молодого бойца Николай принял воинскую присягу. С принятием присяги он становился настоящим солдатом Вооружённых сил Советского Союза. С этого дня стал меняться и характер службы. Теперь приходилось ходить в наряды, охранять воинские объекты, служить по уставу.

В степях Казахстана

Когда срок нахождения в учебке подходил к концу, всех курсантов вывели в степи Казахстана. Казахские степи для жителей Центральной России – это кошмар: обилие всяких пауков, ящериц, змей, жара, пыль, ветра. Тем не менее приходилось ночевать в палатках. Каждый день солдаты-курсанты бегали кросс по 5–10 километров с полной выкладкой. Чтобы во время бега никто не ушёл с маршрута, на финише вывешивался большой ориентир, сшитый из простыней. Часто приходилось бежать и на себе тащить кого-то из отстающих товарищей. Постоянно хотелось пить, но вода была привозная, с хлоркой, ею едва можно было умываться. Казахи же на свои колодцы в степи повесили замки. Сырую воду солдатам пить запрещалось, поэтому они заранее наполняли фляжки кипяченой водой с отваром верблюжьей колючки. Итогом службы в учебном центре для Николая и его сослуживцев стал 500- километровый марш на автомобилях «Урал» по степям Казахстана.

После успешного прохождения марша заметно повзрослевший рядовой Викторенков написал рапорт с просьбой направить его для дальнейшего прохождения службы в Демократическую Республику Афганистан.

12 октября 1982 года рано утром курсанты школы младших авиационных специалистов были подняты по тревоге, погружены в автомашины и доставлены на пересыльный пункт комендатуры города Ташкента. С пересыльного пункта 20 октября курсантов привезли на военный аэродром к ожидавшему их самолету ИЛ-76. Через час лёта около сотни молодых солдат оказались на афганском аэродроме Кабула. Прибывших новичков отвели на край лётного поля, поделили на группы, приказав ждать начальство.

Через некоторое время подошёл офицер, взял первую группу, где находился наш герой, отвёл к близстоящему вертолету МИ-8 и приказал быстро грузиться. Вертолёт поднялся в воздух, и для его пассажиров наступил настоящий ужас. Машина постоянно дёргалась, её кидало то вверх, то вниз. От подобных кульбитов каждый раз замирала душа, а в голове крутилась только одна мысль: скорее бы приземлиться. Вертушка летела минут сорок, но казалось, что бесконечно.

Наконец вертолёт приземлился на аэродроме Баграм, и все облегчённо вздохнули.

Здесь прилетевших на службу солдат погрузили в машину и повезли, как оказалось, в часть.

Воинская часть представляла из себя бараки, а вокруг несколько рядов колючей проволоки. Вся территория надёжно охранялась десантниками – часть принадлежала боевой 262-й вертолётной эскадрилье, входившей в состав ВВС 40-й армии.

Через два дня Николая направили на склад ГСМ. За ним закрепили автомашину «ЗИЛ-130» ПСГ-160 (перекачивающая станция горючего), на которой первые полгода и пришлось служить, перекачивая керосин, бензин, солярку по трубопроводам в ёмкости для дальнейшей заправки в топливозаправщики аэродрома.

Боевые маршруты

В апреле 1983 года рядового Викторенкова как уже опытного водителя включили в состав сборных автомобильных колонн, которые бесперебойно доставляли в эскадрилью боеприпасы, горючее, продовольствие. Иногда приходилось помогать трубопроводчикам при прокладке трасс, их ремонте после диверсий душманов.

Воинские колонны беспрерывно двигались по маршруту Баграм – Кабул, Баграм – Пули-Хумри, Кабул – Пули-Хумри.
Маршрут Баграм – Кабул составлял примерно 60 километров и проходил в основном возле кишлаков долины, представлявшей из себя выжженную землю. Самое опасное место во время следования колонны было у полуразрушенного кишлака Аминовка, оттуда постоянно стреляли.

На этом маршруте Николай потерял две машины «ЗИЛ». В обоих случаях автомобили подорвались на минах, повезло только, что наехал на них задними колёсами. В результате отделался лёгкими контузиями и царапинами. После этого некоторое время из ушей шла кровь, пропал слух, болела голова, но Николай от госпитализации отказался. Потом слух возвратился, головные боли прошли.

В одной из таких поездок у него на глазах убило старшего машины. Снайперская пуля попала парню прямо в голову. Убитый упал простреленной головой на Николая, забрызгав своей кровью. Находясь в шоковом состоянии от увиденного, рядовой Викторенков даже не заметил, как проскочил, не останавливаясь, КПП в Кабуле.

Второй не менее опасный маршрут протяжённостью более 200 километров Пули-Хумри – Кабул пролегал через опасный перевал Саланг, по которому пришлось ездить уже на «КамАЗе». Этот маршрут был одним из основных по материально-техническому обеспечению баз 40-й армии. Дорога в основном проходила по горам. Двигаясь по горному серпантину, водители на обочине неоднократно видели сожжённые машины. Часто попадались столбики со звёздами в память о погибших здесь наших солдатах. Летом трудности испытывали из-за жгучей жары, зимой – от крутых горных дорог, покрытых льдом и требовавших от водителей максимального внимания и выносливости. Колонны проходили согласно графику движения, не теряя бдительности. На пути следования постоянно ждали засад, обстрелов, минирований и всяких провокаций.

Служба и семья

Прошло полтора года службы. В один из очередных рейсов Николай поймал себя на мысли, что хочет служить в армии и дальше. Не откладывая решение в долгий ящик, рядовой Викторенков обратился к командованию части с рапортом позволить ему после окончания службы остаться сверхсрочно. Командование желание бойца удовлетворило. В ноябре 1983 года он отправился для обучения в школу прапорщиков в город Черняховск Калининградской области.

В школе обучали в основном техническим специальностям по обслуживанию и хранению вооружения, готовили начальников складов и т. д. Учился с удовольствием, легко постигая азы наук. Школу Николай Викторенков окончил с отличием 17 мая 1984 года, получив звание прапорщика.

Когда учёба закончилась, прапорщика Викторенкова на неделю отпустили домой на побывку. Родители, не видевшие сына два года, не находили себе места от счастья. Особую гордость за старшего брата испытывали двое младших. Дома Николай отдыхал душой и телом. В один из предпоследних дней своей краткосрочной побывки решил он сходить на танцы в сельский клуб. И там встретил девушку из Десногорска, которая совершенно случайно в этот же день с подругами приехала потанцевать в Екимовичи. Для обоих эта случайная встреча стала любовью с первого взгляда. С Таней удалось обменяться только адресами. На следующее утро он опять уезжал в Афганистан.

По прибытии в часть вновь испечённого прапорщика назначили начальником склада ГСМ. Окунувшись с головой в новую службу, он не забывал переписываться с Танюшей, обещая ей скорую встречу. Эта встреча произошла в августе, когда Николай приехал домой в первый большой отпуск на 45 суток.

29 сентября молодые сыграли свадьбу – в той же столовой, где два года назад Колю провожали в армию. Однако медовый месяц для молодой пары не случился. Через неделю Николай опять улетал на войну. В московском аэропорту, обнимая любимую, вытирая ей слёзы, он пообещал через полгода вернуться.

В списках живых не значился…

Продолжая служить в полку, прапорщик Викторенков периодически нёс караульную службу. В автомобильных колоннах ему теперь ходить не приходилось, а если иногда доводилось, то только в качестве старшего машины по маршруту Баграм – Кабул.

8 ноября 1984 года он заступил в очередной наряд по автопарку. Обманчивая ночная тишина резко прервалась очередным обстрелом аэродрома. Такое происходило здесь довольно часто, поэтому, заняв оборону вверенного участка, солдаты были готовы к любым внештатным ситуациям.

В самый разгар обстрела рядом с Николаем произошёл мощный взрыв. Перед тем как потерять сознание, он почувствовал в левой ноге сильный тупой удар. Очнулся уже в госпитале Баграма. Подошедший врач сказал, что парень родился в рубашке: если бы не сослуживцы, которые вовремя доставили в госпиталь, неизвестно, чем бы всё закончилось.

От взрыва прапорщик получил сильнейшую контузию, потерял много крови. Пока был без сознания, врачи сделали операцию на развороченной взрывом ноге, а через день санитарным самолётом переправили в Ташкент.

Находясь на излечении, Коля написал письмо жене, где просил её не волноваться и никому не говорить о ранении, обещая к Новому году быть дома. Но этому не суждено было сбыться. Ранение оказалось тяжёлым, а госпиталь переполнен, поэтому раненых начали распределять по госпиталям страны. Через две недели Николая санитарным самолётом отправили в Калининград, затем оттуда перевезли в Балтийск. Лечение проходило трудно, два месяца он не мог подняться с кровати, перенёс четыре операции. К тому же после ранения заболел малярией. Пока врачи определили, что за болезнь у раненого, чуть не умер.

Ничего не зная о передвижениях любимого, после полученного письма Танюша всё-таки рассказала родителям мужа, что случилось. Обсудив ситуацию, не находившие себе места родители решили, что отец вместе с невесткой должны лететь в Ташкент.

По прибытии в госпиталь раненого Викторенкова найти не смогли, в списках живых тот не значился. Кто-то сказал, что, скорее всего, он умер, и дали посмотреть список умерших. В этом списке его тоже не было. С большим трудом всё же выяснили, что такого раненого надо искать в Калининграде. Отец и Таня, ещё не отошедшие от шока, полетели в Калининград. А там повторилась та же история. После Калининграда пришлось ехать в Балтийск. В Балтийске опять начинался прежний сценарий.

Терпение было на исходе, и отец заявил, что никуда не уедет, пока не увидит сына живым или мёртвым. Стали более тщательно проверять все предоставленные списки. В одном из них Таня увидела знакомую фамилию. Оказалось, что муж живой, находится в травматологии госпиталя в Балтийске (база ВМФ СССР).

Благодаря близким людям, и особенно любимой жене, которая постоянно была рядом, Николай быстрее пошёл на поправку, научился заново ходить, а затем добился, чтобы его оставили служить дальше, несмотря на полученное тяжёлое ранение.

После выздоровления прапорщику Викторенкову дали возможность подлечиться в одном из санаториев Крыма, но вместо санатория он поехал домой. Недаром говорят, что дома и стены помогают. Видимо, свои стены помогли ему уверенно встать на ноги.

Возвращение в Смоленск

В конце июня 1985 года в сопровождении отца и жены Николай опять полетел в Ташкент, в штаб Туркестанского военного округа на распределение. По распределению получил назначение в город Смоленск, где прослужил до конца мая 1988 года. Когда служба в Смоленске закончилась, удача улыбнулась прапорщику Викторенкову.

Он получил назначение в Группу советских войск в Германии. Оказаться в Германии в ту пору было пределом мечтаний многих военных.

Вплоть до июня 1993 года он проходил службу в должности начальника смены кислорододобывающей станции недалеко от Берлина. С этого момента с ним неотступно рядом находилась жена Танюша, его надёжный тыл и опора. За период совместного проживания в Германии она подарила мужу двух прекрасных детей – сына и дочь.

Там же в один из дней 1991 года его нашла медаль «За боевые заслуги», которой Николай был удостоен ещё за службу в Афганистане. Командир полка в гарнизонном Доме офицеров в торжественной обстановке вручил боевую награду старшему прапорщику Николаю Александровичу Викторенкову.

После Германии Николай вернулся в свою часть в Смоленске и служил в ней до апреля 1995 года. В том же году его армейская служба закончилась, но началась новая, не менее сложная, в системе МВД. Этому ведомству Николай Александрович посвятил много лет своей жизни, пройдя путь от младшего начальствующего состава до старшего, от инспектора до заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД по Смоленской области.

Сейчас Николай Александрович находится на заслуженном отдыхе. С детства приученный к тяжёлому сельскому труду, закалённый в суровых армейских буднях, без дела не сидит, продолжает трудиться. Является членом общества «Боевое братство». Принимает активное участие в работе ветеранских организаций: ГИБДД-ГАИ и МВД РФ по Смоленской области. Занимается патриотической работой среди сотрудников Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации…

Судьба Коли Викторенкова заставила его не только поменять многие взгляды, но и переосмыслить многие ценности. И всё же одна из них, посвящённая беззаветному служению Отечеству, осталась неизменной. Именно ей, приняв единожды присягу, Николай Александрович Викторенков до сих пор остаётся верен.

Фото: из архива автора

Алексей ИВАНЦОВ

Смоленская газета

Оставьте комментарий

Войти с помощью: