Skip to content

Объявления

Академия боевого мастерства и школа воспитания

Общество

30 января ветераны 1-й гвардейской Краснознамённой танковой армии, общественность города Смоленска отмечают 77-годовщину со дня рождения одного из самых прославленных воинских объединений России. Этот праздник давно стал традицией, неуклонно соблюдающейся в течение всего послевоенного времени.

Боевое мастерство гвардейцев-танкистов

Армия была создана в январе 1943 года. Её ядром стала 1-я гвардейская танковая бригада полковника М.Е. Катукова, которая ещё в ноябре 1941 года первой среди танковых войск была удостоена гвардейского звания. Бригада под Мценском одержала по-настоящему крупную среди частей Красной Армии победу, нанеся значительный урон двум танковым дивизиям Гудериана. Армия отлично проявила себя в оборонительном сражении на Курской дуге, где приняла на себя главный удар отборных соединений вермахта: моторизованной дивизии «Великая Германия» и танковых дивизий «Адольф Гитлер», «Райх» и «Мёртвая голова» войск СС. В Проскурово-Черновицкой наступательной операции в марте 1944-го за 15 суток продвинулась на 250 километров, рассекла группу армий «Юг», отрезав её главным силам пути отхода. Она первой вышла к государственной границе и стала первой из танковых армий гвардейской.

Высокое боевое мастерство и отвагу личный состав армии показал в Висло-Одерской операции 1945 года. За 18 суток танкисты прошли с боями до 500 километров, прорвали 7 оборонительных рубежей, с ходу форсировали реки Пилица, Варта, Одер, освободили сотни польских городов и сёл. Среднесуточный темп наступления составлял 33 километра, максимальный – 75 километров.

В Берлинской операции при штурме Зееловских высот после артподготовки пехота тяжело поднималась, и маршал Г.К. Жуков принял решение о вводе в первый эшелон фронта 1-й танковой армии. Путём невероятных усилий, потеряв от прямого огня артиллерии значительное число танков, армия взяла высоты. Успеху содействовало беспрецедентное решение М.Е. Катукова о направлении части сил 11-го танкового корпуса Бабаджаняна и механизированного корпуса Дрёмова по полотну обводной железной дороги для удара во фланг и тыл оборонявшейся группировке немцев. Армия первой из танкистов вошла в Берлин. В 1959 году М.Е. Катукову в связи с приближающимся 15-летием окончания Великой Отечественной войны присвоено заслуженное звание маршала бронетанковых войск.

Элита советских войск

1-я гвардейская танковая армия по праву считалась элитой советских войск. Воинам армии было вручено свыше 123 тысяч орденов и медалей, а 132 человека были удостоены звания Героя Советского Союза, три человека – дважды Героя Советского Союза.

Михаил Катуков, Александр Бурда, Георгий Бессарабов, Владимир Бочковский, Михаил Замула, Иван Бойко, Владимир Горелов, Амазасп Бабаджанян стали известны на всю страну как лучшие офицеры-танкисты и цвет наших бронетанковых войск. История армии имеет немало ярких страниц – таких, как рейды на Жмеринку, Коломыю и Станислав, прорыв обороны противника в районе Проскуров – Тернополь.

Многие ученики «школы Катукова» стали генералами и после войны занимали высокие ответственные должности. Вот лишь некоторые примеры. Начальник штаба М.А. Шалин возглавил Главное разведывательное управление, командир 11-го танкового корпуса А.Х. Бабаджанян был начальником всех бронетанковых войск Советской армии, начальник оперативного отдела М.Т. Никитин – начальником оперативного отдела главного штаба Сухопутных войск, комкор И.Ф. Дрёмов – командующим 6-й танковой армией, начальник политотдела А.Г. Журавлёв служил в погранвойсках, затем на научной работе, он доктор исторических наук, автор пяти книг о войне и трёх – о пограничниках, комбриг И.И. Гусаковский – начальником Главного управления кадров Министерства обороны СССР, комбат В.А. Бочковский – заместителем командующего округом по боевой подготовке, начмед Л.А. Эльдаров – начальником Главного военного госпиталя Министерства обороны. Начальник отдела ГСМ М.Г. Слиньков –доктором технических наук, член-корреспондентом АН СССР, лауреатом Ленинской и Государственной премий. А вот член Военного совета Н.К. Попель уволился в запас и стал писателем, первым издавшим интереснейшие книги о боевом пути армии.

Послевоенная история

Послевоенная деятельность армии в Германии столь же значительна, как и её боевая работа в войну. Её военная жизнь напрямую связана с осуществлением выработанных союзными державами политических и экономических принципов послевоенного устройства Германии, территория которой после окончания Второй мировой войны согласно Декларации о поражении Германии была разделена на четыре зоны оккупации: советскую, американскую, английскую и французскую.

Управление, штаб армии и некоторые армейские части армии дислоцировались в Дрездене, а дивизии, бригады и отдельные полки, части и вспомогательные учреждения – в различных точках Дрезденского территориального округа.

Поначалу соединения армии привлекались к охране границы советской зоны оккупации и принимали участие в осуществлении мероприятий, проводимых советской военной администрацией, направленных на обеспечение необходимых условий для ликвидации последствий фашистского режима и милитаризации Германии. Армия являлась одним из наиболее мощных и боеспособных танковых объединений и предназначалась для решения главных задач в операциях Объединённых вооруженных сил государств – участников Варшавского договора на европейском театре военных действий.

Наша Группа войск вообще и 1-я танковая армия в частности были костью в горле для финансово-промышленных заправил и военщины Запада. Ещё в 70-е годы за вывод 1-й армии натовцы обещали значительное сокращение своих войск. Если это и легенда, то весьма характерная. Основу армии составляли три сильнейшие танковые и мотострелковая дивизии, около двух тысяч танков, БТР и БМП, самоходная артиллерия. В боевой комплект входили отлично подготовленная артиллерийская бригада, современные средства ПВО, части связи, радиоразведки, подразделения специального назначения, химической, биологической и радиационной защиты, армейская авиация, многочисленные вспомогательные подразделения и учреждения.

По основам военного искусства, главная ударная сила Сухопутных войск – танкисты, если они не находятся в резерве, всегда идут на прорыв. Ранее, в противостоянии с Североатлантическим альянсом, советская стратегия предусматривала возможность танкового прорыва до пролива Ла-Манш. Воины армии честно делали свою суровую, мужскую работу, оберегая покой нашей Родины, причём далеко за её пределами, в стратегически выгодной позиции, на дальних подступах к государственной границе СССР. Как итог – НАТО в те неспокойные времена «холодной войны» ни на один шаг не придвинулось на восток. Следует сказать и о том, что практически полвека 1-я танковая армия и Группа войск осуществляли боевое дежурство, и никто не смел потревожить мирную жизнь граждан Европы, соблюдался военно-стратегический паритет, поддерживались основные принципы Ялтинских и Потсдамских соглашений.

Мишени рвали в клочья!

Воины всех соединений и частей каждодневно ковали свою боевую выучку и полевое мастерство. И днём, и ночью. Кто хоть раз видел атаку хотя бы танкового батальона, знает возникающее чувство полной уверенности, что такую лавину огня и стали невозможно остановить никому и ничем, даже применением тактического ядерного оружия. 1-я армия первой получала самое совершенное вооружение, начиная от автоматов и до танков Т-72 и Т-80, современные средства артиллерийского и ракетного огня, средства ПВО и разнообразную автомобильную технику самого широкого применения. И всё это – отечественного производства. Кстати, Национальная народная армия ГДР также была почти полностью вооружена нашей техникой.

Обучение войск проходило в учебных классах и на тренажёрах. Армейский полигон и учебные поля использовались для совершенствования полевой выучки на учениях и занятиях по стрельбе из всех видов оружия. На специальных водоёмах танкисты овладевали навыками подводного вождения.

Помогали и совместные учения. Мне хорошо запомнились учения «Братство по оружию». Полевые выходы старались провести в условиях меняющейся обстановки, на незнакомой местности, даже с элементами самовыживания. Немцы всегда поражались креативности мышления наших солдат. Помню, как на полевом выходе танкисты в роте быстренько из двух бочек и проволоки соорудили буржуйку для обогрева, а пищу готовили на костре из сухого пайка. Один из механиков-водителей, не дожидаясь прибытия ремонтных летучек, продувал некоторые детали и узлы танка автонасосом. И это не единственные придумки. Ну а когда начались стрельбы штатным снарядом, наблюдатели только многозначительно переглядывались. Стреляла танковая рота – и… стопроцентные попадания. Мишени разносили чуть ли не в клочья. Немецкий капитан-наблюдатель, увидев всё это, сказал: «Теперь я понимаю, почему вы нас победили». Натовцы, к примеру, при снежном насте свыше 10 сантиметров учения прекращали. У нас же на погоду вообще не обращали внимания.

Сложилась хорошая традиция проведения встреч «Дружба-фройдшафт» с подразделениями Национальной народной армиии Германской Демократической Республики, учебными и трудовыми коллективами с обязательным обменом концертными программами, сувенирами и угощением.

В основе действий подразделений был один принцип: «Быстрота, натиск, инициатива». Многие начинания родились в армии: «За полную взаимозаменяемость в экипаже», «Поражать цели первым выстрелом на максимальной дистанции», «Возьми себе в пример героя полка» и другие. Танкистами гордилась вся страна!

Сражения на историческом фронте

В послевоенных сражениях на историческом фронте неожиданным оппонентом М.Е. Катукова выступил П.А. Ротмистров, 5-я танковая армия которого, действуя не вполне удачно на первом этапе Курской битвы, понесла значительные потери ещё до сражения и в ходе битвы. Как главный маршал бронетанковых войск, профессор, непререкаемый теоретик применения танков он приподнял роль своей армии под Курском и умолчал о значении первой. Прошло время, военные историки всё расставили по местам. На основании архивных и других источников было доказано, что из бронетанковых войск в битве решающая роль принадлежала 1-й танковой армии, сдержавшей удары железных кулаков танковых дивизий «Мёртвая голова», «Адольф Гитлер», других войск и в нужное время перешедшей в решительное наступление.

9-я стратегическая операция

В конце 80-х политическая ситуация на континенте резко поменялась. В результате недалёкой, преступной политики Горбачёва и его ближайшего окружения, особенно министра иностранных дел Шеварднадзе, полной бездействия и уступок, пала Берлинская стена, произошло объединений двух Германий, и встал вопрос о выводе Западной группы войск на Родину.

12 сентября 1990 года главами внешнеполитических ведомств СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. В соответствии с ним предусматривалось в течение 1992 года вывести 1-ю армию на Родину. Без должных оснований для столь быстрых сроков и материального обеспечения выводимых войск на Родине…

Руководили подготовкой к выводу командарм Л.П. Шевцов и начальник штаба В.М. Рощин, в то время оба генерал-майоры – начальники родов войск и служб, командиры соединений и частей. Развернули беспрецедентную предварительную работу, связанную с решением транспортных задач. Заранее были оговорены и состыкованы все вопросы с ВОСО, администрациями станций погрузки, местными немецкими властями. В Смоленск направили оперативную группу для решения обустройства войск и семей военнослужащих.

Это была уникальная операцию по выводу, которая стала поистине девятой стратегической операцией, проведённой в установленные сроки в течение четырёх месяцев. На Родину было вывезено около 2 тысяч танков и других бронеобъектов, многие тысячи единиц артиллерийского вооружения, средств ПВО, сил и средств родов войск, материальные запасы, более 40 тысяч человек личного состава, все члены семей военнослужащих. И никто во время такого массового передвижения не пострадал.

Известие о дислокации в Смоленске и области военнослужащие и семьи восприняли с воодушевлением. И не ошиблись в своих лучших ожиданиях. В старинном русском городе их ожидал самый тёплый приём. Власти и области, и Смоленска, и на местах – в районах оказали всю возможную помощь по размещению, несмотря на тяжёлое положение начала 90-х. Мы навсегда сохранили благодарность тогдашнему мэру Смоленска М.Г. Зысманову, директорам предприятий – А.И. Шкадову, В.П. Лысенко, В.Н. Медведкову, А.П. Степанову и многим другим. С личным составом встретился митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – нынешний Патриарх Московский и всея Руси. Жёны получили работу, детей определили в школы. В палатках никто не жил. Но получение полноценного собственного жилья растянулось на пять лет.

Армия «с колёс» приступила к боевой подготовке. Пополнилась 4-й гвардейской Кантемировской дивизией, выведенной из Прибалтики 147-й гвардейской Краснознамённой Ельнинской дивизией. Стала обретать своё новое лицо, превращаясь в мощную боевую единицу, прикрывающую западное направление.

Добрая память

Танковая армия ушла из Германии, но добрая память о наших офицерах и солдатах, тёплое отношение сохранились в сердцах наших немецких друзей. В Дрездене в рамках Общества германо-российской дружбы действует Центр русской культуры, возглавляемый большим и бескорыстным другом России Вольфгангом Шелике. Восточные немцы не забыли мирную, спокойную и социально защищённую жизнь без эмигрантов и насильников, наполненную смыслом созидания, не забыли военной и экономической помощи, оказываемой Советским Союзом на протяжении полувека.

Мы оставили в Дрезденском округе 6 воинских кладбищ и 264 братские могилы советских воинов, павших в боях и умерших от ран. Обязательства по сохранению могил в течение многих лет не выполнялись, и они находились под угрозой уничтожения. Только инициативные группы российских и германских волонтёров не позволили осуществить проект реконструкции, когда в угоду «оптимизации» планировалось перемолоть гранитные надгробья и крошкой засыпать дороги. Мемориальные захоронения получили надлежащий уход. Сегодня в восточных землях политические партии и общественные силы левой направленности активно выступают за отмену экономических санкций против России.

Судьбы танкистов

Судьбы танкистов складывались непросто. В СССР было более 60 тысяч танков. Позже их число уменьшилось до 2 тысяч. Соединения и части сокращались. Коснулось это и 1-й танковой. В 1998-м она была расформирована. После войны армией командовали видные военачальники. Будущие маршал Советского Союза И.И. Якубовский, главный маршал артиллерии В.Ф. Толубко, генералы армии И.А. Герасимов, В.Ф. Ивановский, Б.В. Снетков. После вывода армии стало очевидным, что западные державы не намерены выполнять взятые обязательства, и Североатлантический блок продолжал продвижение на восток. Угроза национальной безопасности достигла крайних пределов. Вооружённые силы вступили в полосу укрепления. И в 2014 году в Подмосковье 1-я танковая армия была возрождена. Но это уже новая армия – армия третьего формирования, без овеянных славой дивизий, бригад и полков, объединение с новой историей. 1-я танковая армия второго формирования как полевая академия боевого мастерства закрылась. Но её опыт и традиции стали достоянием нового поколения российских танкистов. Библиографический каталог об армии насчитывает свыше 85 монографий, книг, многие сотни журнальных и газетных статей, и эта творческая коллекция ежегодно пополняется новыми исследованиями.

В Смоленске не забыли 1-ю танковую армию, ту, которая брала Берлин, в течение 49 лет отстаивала мир в центре Европы и шесть лет располагалась на Смоленщине и в других четырёх областях современной России. После расформирования армии большинство офицеров и прапорщиков – все дипломированные специалисты – остались на Смоленщине. Ветераны армии успешно трудятся на благо города. Дети закончили различные учебные заведения. Все стали настоящими смолянами. У нас по-прежнему добрые отношения с руководством области. В КДЦ «Губернский» действует созданный силами ветеранской организации и возглавляемый генерал-майором Г.Н. Большега музей боевой славы, ставший одним из центров патриотического воспитания в городе Смоленске.

Нередкие гости ветеранов и командующие последних лет – генералы А.К. Чернышёв, Г.А. Колышкин, Л.П. Шевцов, В.М. Рощин. Нынешний год не станет исключением. Торжества, посвящённые очередной годовщине создания 1-й танковой армии, традиционно пройдут в сквере Памяти Героев, в культурно-досуговом центре «Губернский», в музее боевой славы первогвардейцев. Мы отдадим дань уважения и подобающие воинские почести командарму В.П. Соседову, похороненному на Братском кладбище Смоленска.

Мне хочется искренне и тепло поздравить всех с 77-й годовщиной первой танковой гвардии страны, с пожеланиями здоровья и успехов!

Виталий Синчурин, гвардии полковник, заместитель командующего армией в 1995–1998 годах

Фото: из личного архива автора

Смоленская газета

Оставьте комментарий

Войти с помощью: