Skip to content

Объявления

“Сказали, что надо покупать – иду и покупаю”. Психолог объяснил, почему люди скупают туалетную бумагу

В числе наиболее скупаемых продуктов в России оказались гречневая крупа, сахар и туалетная бумага. Это, в частности, подтвердила инспекционная поездка корреспондента Smolnarod.ru, который накануне исследовал десять торговых точек Смоленска и один мелкооптовый рынок.

С крупами и сахаром, в целом, реакция понятная. Это классические продукты для пополнения запасов, которые делались еще в годы тотального дефицита в СССР: не дорого, питательно и долгого хранения. Но почему люди скупают туалетную бумагу? Причем, этот ажиотаж коснулся не только России, но и европейских стран, не знавших дефицита продуктов.

С этим вопросом мы обратились к питерскому психологу Андрею Серову:

«Паника — стресс — выплеск адреналина — состояние аффекта или ступор. Когда человек в панике, мозг отказывается работать логически, и тогда гораздо проще делать так, как делают все, на автомате. Включается групповая динамика, угол зрения сужается. Аналогично лошади надевают шоры, чтобы она не пугалась и бежала только по чётко определённому маршруту. Гораздо проще не самому думать, а просто повторять за кем-то.

У нас сначала долго по ТВ показывали, как в Европе скупают бумагу. В России отзеркалили. Сказали, что надо покупать — иду и покупаю. А дальше просто уже в режиме неосознанного копирования. Все побежали и я побежал. Просто все это показательно с точки зрения инфантилизма, выученной беспомощности и отсутствия самостоятельного мышления. Этакий своеобразный тест. А в Европе… Думаю, что частично та же схема. Кто-то выложил одно-два фото пустых прилавков — все ринулись в супермаркеты. Я называю это эффектом перепоста. Сильнее всего вирус ударил по Италии и Испании. В этих странах семьи большие, они изолируются в своих домах. На две недели получается приличный запас, в том числе, и туалетной бумаги.

С точки зрения практической психологии такие ситуации — это ещё и замечательный естественный полигон для массовых экспериментов по исследованию поведенческих реакций в больших группах».

По мнению публициста Армена Гаспаряна, спрос на туалетную бумагу был впервые зафиксирован в Китае. «В Ухане власти провинции рекомендовали не прикасаться к публичным поверхностям руками даже в перчатках, а использовать туалетную бумагу. Китайцы потому ее послушно и закупили, чтобы даже на кнопки в лифте нажимать кусочком бумаги. Вы же закупили и даже не поняли смысл», — пишет Гаспарян в своем телеграмм-канале.

Кстати, о том, что опасность вируса преувеличена, свидетельствуют последние данные, опубликованные агентством Bloomberg, которые получили отчеты службы здравоохранения Италии. Выяснилось, что более 99% умерших в Италии при заболевании коронавирусом, имели проблемы со здоровьем. Почти все умершие – люди преклонного возраста. По информации издания, эксперты исследовали данные 18% летальных исходов от коронавируса. И только у 0,8% из них не наблюдалось каких-либо патологий.

Источник: https://smolnarod.ru/