Skip to content

Объявления

Миллионер из Рославля

Миллионер из Рославля

Антон Павлович Чехов, будучи сам врачом по образованию, говорил: «Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов». Почему бывшие школьники выбирают жизненный путь врача и каких успехов можно достичь в Смоленском государственном медицинском университете? Об этом мы поговорили со студентом пятого курса СГМУ Максимом СИЛКИНЫМ. Молодой человек родился в Рославле и, как он любит шутить, является «без 30 километров земляком Айзека Азимова». За время обучения в медуниверситете Максим стал лауреатом стипендии имени Президента РФ, областной стипендии имени князя Смоленского Романа Ростиславовича, победителем всероссийского конкурса «Твой ход» и ряда конкурсов и конференций. С 2018 года будущий доктор руководит студенческим научным кружком кафедры анатомии человека СГМУ. Кроме того, в декабре 2021 года Максим стал единственным представителем из Смоленска, вошедшим в Совет обучающихся при Министерстве науки и высшего образования РФ.

Здесь нужно именно работать

– Максим, расскажите, пожалуйста, почему вы решили посвятить свою жизнь медицине?

– Моя профориентация начиналась ещё в детстве: дедушка был врачом и преподавателем в медицинском колледже в Рославле, отец – психолог в бюро медико-социальной экспертизы, а дядя – эндоскопист. Поэтому с ранних лет я был в тесном контакте с врачами. Кроме того, я довольно часто болел и нередко лежал в больнице. Когда пришла пора выбрать направление своей будущей деятельности, я пришёл к выводу, что это должна быть именно медицина. «Лечебное дело» – это, на мой взгляд, очень перспективное и интересное направление.

– Учёба оправдала ваши ожидания?

– Кто бы что ни говорил, в Смоленске, если ты хочешь добиться чего-то, хочешь иметь реальные знания и практические навыки, для тебя никаких особых преград не будет. У тебя есть возможность овладевать знаниями на высоком уровне и в дальнейшей работе иметь большой успех. Передо мной много примеров, когда люди получили образование в Смоленске и теперь благополучно работают в России и за рубежом. Я считаю, что Смоленский государственный медицинский университет даёт хорошее образование – но только тем, кто действительно хочет его получить. Здесь нужно именно работать, для того чтобы чего-то добиться. Наверное, как и везде. Мне кажется, что это адекватный подход.

– Вы с самого начала обучения занимаетесь научной деятельностью?

– Моя научная и общественная деятельность началась намного раньше, ещё в школе. С первого класса я активно участвовал в различных мероприятиях, конкурсах и концертах. «Живая классика», «Риторический Олимп»… А в десятом классе я начал принимать участие в научных конференциях и даже занял первое место в районной конференции с работой по истории. В вузе полученные навыки мне очень помогли. На первом курсе я принял участие в конференции от лица трёх кафедр и с тех пор каждый год принимаю участие в научных конференциях – не только внутривузовских, но и всероссийских, и международных.

Кружок имени Лесгафта

– Но, судя по тому, что с 2018 года вы руководите студенческим научным кружком имени Петра Францевича Лесгафта на кафедре анатомии человека, анатомия оказалась вам ближе всего. Это так?

– Знакомство с деятельностью кафедры анатомии человека у меня началось с лекций доктора медицинских наук профессора Владимира Александровича Глотова. Меня поразило то огромное количество полезной информации, которую Владимир Александрович давал студентам. Кроме того, он импонировал мне как руководитель. Поэтому на втором курсе, когда Владимир Александрович предложил поучаствовать в анатомической олимпиаде, я и часть моих однокурсников с удовольствием согласились попробовать. Нам раздали работу, и неожиданно для себя я стал капитаном команды. Эта деятельность меня увлекла, и впоследствии я стал старостой кружка.

– Помимо подготовки к олимпиадам осуществляется ли ещё какая-нибудь деятельность на кружке?

– Студенческий научный кружок на базе кафедры анатомии человека Смоленского государственного медицинского университета существует уже не один десяток лет. Сейчас в нём проводится работа над научными проектами, которые подают на внутривузовские и международные конференции, а также участвуют в грантовых конкурсах. А основная деятельность – это, конечно, подготовка студентов к анатомическим олимпиадам.

В последнее время активно развивается самоуправление: студенты старших курсов занимаются подготовкой студентов младших курсов. Роль преподавателей кафедры в этом процессе искусственно сводится к минимуму: студенты-старшекурсники читают лекции, проводят семинарские занятия и тренинги. Такая система работы позволяет мотивировать и готовить достойные будущие кадры преподавателей для кафедры анатомии человека. При этом необходимо отметить массовость олимпийского движения. На кафедре анатомии человека одновременно ведётся подготовка сразу четырёх команд. Все конкурсы, на которые мы сейчас выезжаем, прорабатываются в рамках кружка. Мы принимаем участие в международных олимпиадах в Минске, Москве. В 2019 году состоялась наша самая крупная поездка: мы представили университет на конференции в Литве. Мы сотрудничаем с Санкт-Петербургом, Новосибирском и Витебском, пробуем свои силы в стартапах и грантовых конкурсах, часто занимаем призовые места. Кружковцы также занимаются модернизацией лекционного курса по анатомии человека и преподнесения его студентам в необычном формате. Планируется в ближайшее время перезапустить так называемые «профессорские» лекции.

– Какая победа в олимпиаде оказалась для вас самой значимой, эмоциональной?

– Наверно, это гран-при на олимпиаде в Санкт-Петербурге. В качестве визитки мы подготовили вальс. Это был не просто танец, а настоящее представление с исторической подоплёкой: воспоминания главной героини, которая сидела и смотрела альбом с военными фотографиями, вспоминала те годы, как она была на фронте, как лишилась в ходе войны своих друзей, товарищей, осталась единственной выжившей…

На фоне шли слайды с фотографиями преподавателей медуниверситета, тогда медицинского института, которые принимали участие в войне. Общими усилиями мы смогли сделать номер, который тронул судейский состав. Надо сказать, что с биографиями сотрудников – участников Великой Отечественной войны – мы работали ещё до олимпиады и даже сделали с моим коллегой Владиславом Фоминым исторический фильм для кафедры пропедевтики внутренних болезней.

3D-атлас «Пирогов»

– Стипендия Президента Российской Федерации назначается студентам, проявившим выдающиеся способности в учебной и научной деятельности – одержавшим победы в олимпиадах, опубликовавшим научные статьи и так далее. Летом 2020 года данную стипендию присудили вам. Каким образом происходил отбор?

– Благодаря общей активности и тому, что я участвую во многих вузовских мероприятиях разной направленности, подкрепляю свои действия дополнительными грамотами и дипломами, управление по социально-воспитательной работе летом 2020 года предложило мне выдвинуть свою кандидатуру на стипендию Президента РФ. От вуза на конкурс было подано около двадцати заявок. Не могу сказать, что у меня были какие-то уникальные достижения, но было очень большое портфолио. Возможно, это и сыграло ключевую роль…

– И всё же президентскую стипендию не дают просто так… Расскажите подробнее о своей научной деятельности в университете…

– На данный момент у меня около десяти научных публикаций и значительно большее количество выступлений на различных конференциях. Но, наверное, самым значимым трудом я считаю методическое пособие к 3D-атласу «Пирогов».

Когда мы были в последний раз на конференции в Санкт-Петербурге, мой научный руководитель Владимир Александрович Глотов познакомил меня с авторами анатомического 3D-атласа. И они предложили мне написать методическое пособие. Я подумал, почему нет? Опыт интересный, уровень для студента достаточно высокий. Всё это вылилось в то, что за сентябрь 2021 года я написал небольшую методичку и сейчас постепенно внедряю её в качестве пособия. В эту методичку входит детальное описание работы с программой и основными разделами, которые есть в атласе. Я постарался сделать так, чтобы всё было как можно более просто и понятно. Мне приятно, что методичка пользуется спросом.

Миллионер из Рославля

– В ноябре вы стали победителем всероссийского студенческого конкурса «Твой ход» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и получили премию в размере одного миллиона рублей. Впечатляющий успех! Как вы узнали о конкурсе и почему решили принять участие в нём?

– Я узнал о конкурсе из рекламы в соцсетях. Меня привлекла возможность участия в проектной деятельности, я заполнил заявку и прошёл вступительные тесты.

Необходимо было выбрать себе одно из направлений. Наиболее интересным мне показалось направление «Создаю новое». За время моей деятельности на кафедре анатомии человека у меня уже были наработки. Я подумал, что было бы неплохо модернизировать образовательный процесс, ввести в него современные технологии, и я решил, что буду выдвигать эту идею в рамках конкурсной программы. Я собрал команду единомышленников из разных университетов страны, в том числе из Национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, Московского физико-технического института и Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. Очень важно было, чтобы в команде были люди не только из медицинской сферы – для реализации проекта нужны были знания в технических специальностях и в сфере информационных технологий.

Результатом совместной работы стал проект «Технотомия: анатомия будущего», в котором были собраны семь подпроектов, направленных на улучшение образовательного процесса в вузах при изучении анатомии. Здесь был и цифровой очный экзамен, и электронная база знаний с различными книжными, видео- и аудиоизданиями, плакатами. Были выдвинуты идеи по созданию 3D-голографа, на который можно было бы выводить анатомические модели, и 3D-принтера, на котором эти же модели можно было бы напечатать. Ещё мы рассматривали варианты по созданию игрового приложения, с помощью которого студенты могли бы с интересом изучать анатомию. То есть получился комплекс проектов, которые связаны между собой, но могут существовать и самостоятельно в зависимости от конкретной задачи. Несмотря на название «Технотомия: анатомия будущего», мы предполагали, что данные разработки могут применяться на любой кафедре медицинских образовательных учреждений, то есть – высокомобильная среда. Наш проект набрал 112 баллов из 140 возможных, и мы попали в полуфинал, в котором по всей стране участвовали десять тысяч человек, хотя изначально на конкурс было подано несколько сотен тысяч заявок.

Полуфинал для Центрального федерального округа проходил в Белгороде, здесь оценивались уже так называемые soft skills – коммуникативные навыки, грамотное лидерство, навыки работы в команде, умение понимать потребности команды. По итогам двух дней я оказался на 52-м месте, что дало мне путёвку в финал.

Финал всероссийского студенческого конкурса «Твой ход» проходил с 27 по 29 ноября 2021 года в парке науки и искусства «Сириус» в Сочи. Его участниками стали тысяча студентов образовательных организаций высшего образования из 76 регионов страны. В финале я со своей командой разработал инфокоммуникационную систему «Научный поиск» и вошёл в число двухсот победителей. При объявлении победителей произошёл технический сбой, и я не сразу понял, что победил. Мне начали писать, поздравлять, а я не понимал с чем. А когда понял, испытал невероятный восторг: у меня было ощущение, что я Гагарин и полетел в космос. Необходимо отметить, что мои преподаватели и одногруппники очень поддержали меня и искренне за меня радовались. Но не могу сказать, что сделал для победы что-то и в самом деле космическое.

– Вы уже думали, как потратите свой выигрыш?

– Полученные средства студенты смогут вложить в обучение, запуск стартапа или улучшение жилищных условий. Также пять процентов от общей суммы можно потратить на осуществление личной мечты. Я из города Рославля, но хотел бы жить и работать в Смоленске, а для этого нужно обеспечить себе и своей будущей семье достойное будущее. Я планирую купить квартиру. Миллион – просто невероятная помощь в этом плане. Это огромный моральный толчок. Я чувствую, что могу и хочу двигаться дальше.

– Но ведь не наукой единой сыт человек. Я знаю, что вы ещё и очень творческая личность. Расскажите о ваших увлечениях…

– Наука без творчества – это для меня что-то невозможное. Я стремлюсь к тому, чтобы быть всесторонне развитым, это помогает и при подготовке олимпиад и выступлений. Творчество – это для меня и формат отдыха. В общей сумме на сцене я уже шестнадцатый год: ещё в Рославле у нас была собственная музыкальная группа «Открытый вопрос», где я был гитаристом, с которой, по современным меркам, мы занимались творчеством практически «на коленке». Результатом первых подобных шагов стали несколько собственных песен и пара публичных выступлений на сменах в летних лагерях нашего района. В основном играли каверы на отечественный рок и некоторые свои композиции. Сейчас в университете я часто пою и играю на гитаре, активно участвую в различной творческой деятельности. Доктор Антон Павлович Чехов писал пьесы и рассказы, философ Жан-Жак Руссо создал большое количество музыкальных произведений… Этот список можно продолжать. Может, я не напишу оперу или роман, но мне творческая деятельность приносит радость. Я думаю, что очень неправильно отказываться от творчества и заниматься только своими прямыми должностными обязанностями. У человека должны светиться глаза – думаю, это двигатель прогресса.

Слово однокурсникам

Виктория ГОЛИКОВА, студентка 5-го курса лечебного факультета СГМУ:

– Макс очень деятельный. Очень. Я не представляю, как он успевает всё, зачастую в совершенно разных областях. Постоянное стремление к новому, очень много знакомств в разных сферах жизни. Он действительно креативный, творческий, это постоянный поток предложений, идей. Макс – хороший организатор, он часто собирает группы, коллективы для новых творческих и научных проектов. Думаю, все друзья Макса стараются ему помогать в реализации его творческих планов. С ним легко работать, он гибкий в плане новых предложений, готов к любым движениям и очень терпелив к особенностям людей. Могу сказать, что Макс из всех моих знакомых – самый простой человек, в хорошем смысле слова. И к нему всегда можно обратиться за помощью, он хороший друг для многих.

Владислав ФОМИН, студент 5-го курса лечебного факультета СГМУ, победитель всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых учёных с международным участием «Актуальные проблемы науки XXI века»:

– Про Максима я могу говорить много. Но, пожалуй, расскажу о зарождении нашей дружбы. На первом курсе в летнюю сессию я получил «тройку» по биологии. И меня это крайне расстроило. В тот момент я был на платном обучении, и мне очень хотелось перевестись на бюджет. Максим, когда узнал об этом, сказал: «Ничего, я тебе помогу». И мы стали вместе готовиться ко всем экзаменам. Сначала собирались на пару часов на кафедре анатомии, потом засиживались допоздна, а при подготовке к экзамену по микробиологии вообще учили днями и ночами. В итоге всё было сдано успешно, и я перевёлся на бюджет, за что очень благодарен Максиму – он настоящий друг, который всегда поможет. Теперь мы вместе участвуем во всех олимпиадах и конференциях, пишем научные статьи, создаём документальные фильмы, читаем лекции на заседаниях научного кружка и готовим себе смену из студентов-первокурсников. Энтузиазм Максима и оригинальный подход к любой деятельности заражают всех вокруг.

Слово научному руководителю

Владимир ГЛОТОВ, доктор медицинских наук, профессор:

– За время обучения в СГМУ Максим проявил себя и как способный ученик, и как молодой учёный, и как талантливый организатор, и как талантливый музыкант и артист, и как великолепный спортсмен.

Под его руководством и при непосредственном участии были созданы три команды студентов – участников шести международных олимпиад по анатомии человека. Команды достойным образом представили Смоленский государственный медицинский университет (были призёрами этих олимпиад, завоевали золотые и бронзовые медали, а также дипломы и кубки в различных номинациях).

В настоящее время он продолжает заниматься научно-исследовательской работой на кафедре анатомии человека Смоленского государственного университета в качестве препаратора, участвует в научном проекте, выполняемом при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Максим также принимал участие в конкурсах «Шаг в науку», «Стартап-ралли», «Эстафета вузовской науки», конкурсах молодых предпринимателей и молодых учёных, в том числе и в Новосибирске. Имеет научные публикации, рационализаторское предложение и разработанную программу, которая успешно применяется в учебном процессе на кафедре анатомии человека.

Общаясь с Максимом, убеждаешься, что имеешь дело с красивым, умным, гармоничным, уравновешенным, широко эрудированным, интеллигентным и пассионарным человеком. Именно такие люди сейчас нужны нашей Родине. Образно выражаясь: «Дайте нам тысячу таких ребят, и они преобразуют Россию».

Я как президент Смоленской областной общественной организации «Смоленская ассоциация учёных», как заведующий кафедрой анатомии человека Смоленского государственного медицинского университета, как редактор электронного математического и медико-биологического журнала «Математическая морфология» тесно общаюсь с различными представителями современной молодёжи по самым разным вопросам. Такие ребята, как Максим Сергеевич Силкин, есть, но встречаются нечасто. Это алмазы, которые при правильной работе с ними можно превратить в бриллианты. В будущем они могут принести большую пользу нашей Родине.

Фото: из архива Максима СИЛКИНА

Мария ЛЕДОВСКАЯ

Смоленская газета

Оставьте комментарий

Войти с помощью: