Skip to content

Объявления

«Мы собирали ландыши, когда началась война…» Ветеран из Рославля рассказала о том, как прошла Великую Отечественную войну

Мы встретились в совете ветеранов в Рославле. Глядя на эту женщину с удивительно ясными, красивыми глазами, нельзя было подумать, что Наталье Ивановне Зуевой уже исполнилось 94 года. Вспоминая о начале войны, она не может сдержать волнения.
Жила тогда моя героиня в д. Сосновке Ульяновской области, где закончила 8 классов местной школы. В воскресенье 22 июня 1941 г. юная Наташа вместе с подругами пошли в лес за цветами. Они радовались солнечной погоде, мечтали о дальнейшей учебе. Веселые и счастливые они возвращались домой, и вдруг заметили, что женщины, которые попадались им навстречу, плачут.
Сразу подумали, что-то неладное случилось в их деревне. Но большое горе пришло не только к ним – они услышали страшные слова: «Война! Война, девоньки, война!»Им, пятнадцатилетним девчонкам, в тот момент было трудно представить, как это изменит их собственную судьбу.
Школу почти сразу приспособили под госпиталь, маму отправили вместе с другими женщинами на рытье окопов на целый месяц. Отец, участник еще Первой мировой, стал работать на железнодорожной станции, на кузнице. Нужно было ковать крепеж на рельсы, которого требовалось много, потому что дороги постоянно взрывали. Многих опытных мастеров забрали на фронт, а в помощники отцу дали мальчишек, которых надо было обучать всему. Вот и работал он с ребятами.
Сама Наташа уже в декабре 1941 года пошла разнорабочей на военный завод, где работали в основном девушки и женщины.
«У нас в цехе было только два парня, – вспоминает Наталья Ивановна.- Осваивали работу прямо на месте. На станках работали те, что постарше и опыт какой-никакой имели, а нас на конвейер определили. 37-е снаряды делали, 45-е мины тоже… Было такое правило: пока задание не сделаем, домой никто не идет. Продукцию сразу отправляли на фронт…
Зима была в 41-м году суровая, морозная, а мины нам приходилось собирать на улице. Вот и отогревали руки своими дыханием и снова за работу. Помню, поступило большое задание, кто-то сказал, что для Смоленска… Сутки не выходили с завода, пока не выполнили все… Бывало, что мины взрывались по неосторожности. У нас три человека погибло, взорвались…
Позднее в Глотовку эвакуировали другие военные заводы вместе с кадровыми рабочими. Жили все вместе, поддерживали друг друга, не было ни ругани, ни скандалов. Все проблемы решали спокойно, понимали, что наши проблемы ничто по сравнению с теми, что на фронте.
Сводки по радио все время слушали. Каждый хотел знать, что происходит на фронте, ведь у многих близкие были там…»
Наталья Ивановна рассказывает тихо и спокойно, без пафоса. Это для нее была обычная работа, а не героический труд, когда мерзли, недоедали, но понимали, что должны даже из последних сил сделать все для победы.
Ветеран вспоминает, как в ящики со снарядами клали короткие записки, которые звучали как наказ тем, кто был на фронте: «Бейте фашистов!», «Стреляйте!», «За победу!» И вот эту победу они ждали, как выразилась Наталья Ивановна, как «из печи пирога». Эта фраза, прозвучавшая из уст человека, которому каждый день приходилось недоедать в то голодное, холодное военное время, наполнена особым смыслом.
День Победы для нее – самый главный и самый важный праздник. Наталья Ивановна бережно хранит поздравление от президента Владимира Путина по случаю ее 90-летнего юбилея. Она показывает мне конверт с поздравлением и зачитывает его.
Наталья Ивановна невольно сравнивает, как жили люди раньше и как живут сейчас. Для нее было и остается главным то, что люди были проще, доверяли друг другу, помогали.
«У нас, – говорит она, – окно в доме всю ночь оставалось открытым, только марлей завешивали, чтобы комары не залетали… а сейчас решетки на окнах, двери железные, замки всюду… Тогда люди всегда друг другу помогали, чем могли, хотя и жили беднее. Отзывчивыми были по отношению друг к другу».
Она и сама всегда, чем могла, помогала людям. Может быть, за ее открытую душу и поистине доброе сердце и дал ей Бог долгие годы.
Дождалась Наталья Ивановна не только внуков, но и правнуков. По возможности помогает дочери по дому, с которой живет сейчас в Рославле. Старается больше двигаться и обязательно каждый день ходит на прогулки.
Простая женщина, – мама, бабушка и прабабушка, она всю жизнь трудилась и верила, что человек в любых условиях, даже самых тяжелых, должен оставаться Человеком.
Наталья ШВЕЦ.

Рославльская правда