Skip to content

Объявления

На братских могилах…

Возвращаясь к мирной жизни после войны, люди постепенно начали восстанавливать разрушенное хозяйство.
Поднимались из руин города и деревни, заново отстраивались фабрики и заводы. Сложное было время, непростое, но уже тогда остро стал вопрос о приведении в порядок всех воинских захоронений, разбросанных в местах ведения боевых действий. В 1949 году вышло Постановление Совмина РСФСР от 28 мая за №373 «Об утверждении инструкции о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР», к коим были отнесены в частности «Исторические памятники (обелиски, надгробья, братские могилы и прочие), воздвигнутые в местах общественного пользования». Все братские могилы надлежало взять на учет и паспортизировать по определенной форме. Так стали появляться первые паспорта воинских братских могил.
Подобная работа в 50-х годах прошлого века проводилась и в Рославльском районе. В итоге на сегодняшний день в районе на учете находится 22 воинских захоронения. К одному из них относится и братская могила в деревне Савеево.
Братская могила под №5 получила такую цифру неслучайно, так как создавалась она одной из самых первых в тогда еще Екимовичском районе. Смысл создания заключался в том, чтобы объединить в единое целое разбросанные по всему сельсовету солдатские захоронения для всеобщего удобства их поминовения. Выбор места под будущую могилу тоже был неслучаен. Выбирали его таким образом, чтобы рядом находилось деревенское кладбище и непременно на возвышенности у перекрестка дорог.

Богданов Григорий Яковлевич, 1924-1943

Началась это кропотливая и трудная работа весной 1952 года и продолжалась до осени 1955 года.
Для этих целей сельский совет собирал группы молодых парней и девчат, которых по наряду бригадира выделяли на работу из местного совхоза «Ленинский путь». Выделялись также лошади и телеги для перевозки останков.
Раскопки могил происходили, как правило, при помощи местных жителей тех деревень, где находились захоронения. При большом стечении народа на поверхность поднимались человеческие останки. Момент подъёма сопровождался женским плачем. Плакали все, особенно те женщины, у которых кто-нибудь не вернулся с войны. Благодаря местным жителям были найдены и такие захоронения, о которых до этого никто не знал. Захоронения находились на небольшой глубине и в разных местах. Обычно это были солдатские траншеи, воронки от снарядов и бомб в местах прежних боёв и очень редко – простые могилки.
Останки погибших лежали только в солдатской одежде и совсем редко накрытые шинелями.
Раскопав могилу, парни по два человека, меняя друг друга, опускались в нее, доставали человеческие кости и клали на разложенный брезент, а затем грузили их на телеги. Очевидцы рассказывали, что однажды из могилы достали останки двух женщин, связных партизанского полка имени Сергея Лазо, расстреляных немцами. Особенностью останков тех женщин были хорошо сохранившиеся длинные косы.
На месте захоронений солдат находили разные предметы: расчески, монеты, опасные бритвы, ложки, солдатские медальоны. Но солдатских медальонов при этом находилось мало. Как вспоминали старожилы деревень, «немцы шли экипированными с ног до головы. Чего только у них не было!.. А у наших солдат, если сухарь загнутый в кармане находился, это уже было хорошо…»
Транспортировка скорбных грузов происходила в Савеево на расстояния до 30 километров, и иногда одного дня не хватало, чтобы справиться с поставленной задачей. Тогда бригада рабочих оставалась с ночёвкой в той деревне, где происходили работы по подъему.

Косенко Андрей Антонович, 1918-1942

В итоге братская могила была создана в результате перезахоронения в нее из 43 братских и 68 индивидуальных могил 811 советских солдат, сержантов, офицеров и партизан. Из похороненных в могиле оказались известны только имена 363 человек. Это солдаты 43-й Армии, погибшие в 1941 году, и солдаты 33-й армии, погибшие в 1943 году при освобождении этих территорий. Но в основном наибольшее число погибших пришлось на 1943 год.
В 1953 году на братской могиле был сооружен постамент, на котором установили скульптурную группу в виде скорбящего солдата со знаменем и женщины, возлагающей венок. Братская могила была огорожена деревянной оградкой. Позже ее заменили на металлическую.
До середины 60-х годов XX века на постаменте существовала мраморная табличка с надписью: «Вечная память героям, павшим в боях за Социалистическую Родину 1941-1945 гг». Однако современем она лопнула и развалилась. В то время на братской могиле отсутствовал и список погибших солдат. Жестяные плиты с фамилиями погибших воинов были установлены на памятнике только в 1989 году, а в 2012 году их заменили более качественными пластиковыми.
С 1964 года над могилой стали шефствовать ученики Савеевской школы. В том же году ребята по инициативе председателя Савеевского сельского совета ветерана войны Анны Никифоровны Решетниковой заложили здесь липовую аллею. На лошадях в один из весенних дней привезли молодые липовые деревца и посадили на площади в 6 соток. Сейчас это уже могучие деревья. Это шефство продолжается и по сегодняшний день. С весны и до осени ученики пропалывают территорию вокруг захоронения, убирают мусор, перекапывают землю у основания постамента и сажают цветы. Здесь проходят митинги 9 мая, 22 июня и 25 сентября с участием ветеранов, тружеников тыла, детей войны и жителей деревни. В советское время на братской могиле 19 мая принимали в пионеры.
До сих пор в Савееве существует традиция: в родительские дни весной и осенью местные жители после посещения своих могилок идут с кладбища на братскую могилу и поминают павших воинов.
Среди похороненных солдат покоится прах уроженцев всех территорий бывшего СССР. Но особенно много здесь солдат из Мордовии, Чувашии и Сибири. Средний возраст погибших – от 18 до 25 лет. Большинство из этих солдат только-только призвались на фронт летом 1943 года и уже в сентябре погибли. Среди них были учителя, врачи, трактористы, плотники, крестьяне, рабочие заводов и даже вчерашние выпускники школ.
В подтверждение этому можно привести выдержку из письма, присланного в 1988 году матерью погибшего солдата и хранящегося в школьном музее:

Коржов Михаил Никитович, 1924-1943

«Я, Коржова Ефимия Семеновна, проживаю в Красноярском крае в д. Ермак, откуда провадила на фронт своего единственного сыночка Коржова Михаила Никитовича. Погиб мой сыночек 2 сентября 1943 года в возрасте 19 лет и похоронен в деревне Савеево. Мне, матери, 89 лет, и я очень, очень хочу отблагодарить за столько много лет, кто ухаживает за могилкой… Вот таким был мой сыночек, когда уходил на войну».
Коржов Михаил Никитович после призыва в армию прошел ускоренные курсы лейтенантов, после чего был направлен на фронт. Командир взвода 42 стрелковой дивизии 33-й армии погиб в своем первом и последнем бою при освобождении Савеевского сельсовета. И таких примеров предостаточно.
Фотографии некоторых наших солдат, погибших под деревней Савеево, мы публикуем на этой странице.
Последнее перезахоронение здесь состоялось 9 мая 2001 года. Хоронили останки пятерых бойцов, найденные поисковиками недалеко от Савеева. Прежде чем останки предать земле, их поместили в гробы. Гробы установили в сельском клубе, где в почетном карауле стояли школьники. Затем состоялоись отпевание воинов и похороны при большом стечении народа.
Пройдут годы. Всё так же будут стоять в скорбном молчании братские могилы и обелиски. Всё так же будут приходить к ним люди. И так будет всегда, пока жива человеческая память!
Алексей ИВАНЦОВ.
Список используемой литературы:
1. Смоленская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, Московский рабочий, 1977.
2. Война народная, Московский рабочий, 1985.
3. Архив музея Савеевской школы.

Рославльская правда